Литовские железные дороги оштрафованы на 28 миллионов евро за воспрепятствование конкуренции

Брюссель, 2 октября 2017 года

Еврокомиссия оштрафовала Литовские железные дороги (Lietuvos geležinkeliai) на сумму 27 873 000 евро за воспрепятствование конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок, признав компанию нарушившей антимонопольное законодательство ЕС, путем демонтажа железнодорожного пути, соединяющего Литву и Латвию.

P035342000102-220891

Фото с сайта Еврокомиссии

Комиссар Маргрета Вестагер (Margrethe Vestager), отвечающая за конкурентную политику, заявила:

«Литовские железные дороги использовали свой контроль над национальной железнодорожной инфраструктурой, чтобы наказать конкурентов в секторе железнодорожного транспорта. Европейский союз нуждается в хорошо функционирующем рынке железнодорожных грузовых перевозок. Недопустимо и беспрецедентно, что компания демонтирует государственную железнодорожную инфраструктуру, чтобы защитить себя от конкуренции.»

Литовские железные дороги — это действующая государственная железнодорожная компания Литвы. Компания вертикально интегрирована, то есть отвечает как за железнодорожную инфраструктуру, так и за железнодорожный транспорт.

AB Orlen Lietuva («Орлен») является дочерней компанией польской нефтяной компании PKN Orlen.

В 2008 году Орлен, крупный коммерческий заказчик Литовской железной дороги, рассматривал вопрос о перенаправлении своего груза из Литвы в Латвию через другого оператора железной дороги. В октябре 2008 года Литовские железные дороги демонтировали участок протяженностью 19 км, соединяющий Литву и Латвию, недалеко от НПЗ Орлена. Удаление трассы означало, что Орлену нужно будет использовать гораздо более длинный маршрут, чтобы доставлять груз до Латвии. С тех пор демонтированная трасса не восстанавливалась.

В ходе расследования Еврокомиссия установила, что описанные действия препятствовали конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок, поскольку для крупнейших заказчиков Литовской железной дороги стало невозможно воспользоваться услугами другого оператора. Литовские железные дороги не смогли доказать наличие каких-либо объективных оснований для демонтажа участка железной дороги. Такое поведение было расценено как нарушение статьи 102 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU), которая запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Рынок железнодорожных грузовых перевозок ЕС был либерализован в 2007 году. С тех пор Комиссия работает над завершением формирования единого рынка железнодорожных услуг, в том числе путем обеспечения независимого управления железнодорожной инфраструктурой и стимулирования инвестиций в пути, соединяющие государства-члены. В этом контексте обеспечение соблюдения правил конкуренции ЕС важно для обеспечения того, чтобы регулирующие барьеры не заменялись антиконкурентным поведением доминирующих железнодорожных компаний, что может помешать ЕС достичь своих конечных целей в области железнодорожного транспорта.

Штраф

Штраф был установлен в соответствии с Руководящими принципами Комиссии 2006 года в отношении штрафов (см. пресс-релиз и записку). Что касается размера штрафа, то Комиссия учитывала, в частности, объемы продаж, связанных с нарушением, серьезность нарушения и его продолжительность.

Помимо наложения штрафа, Комиссия обязала Литовские железные дороги прекратить нарушение и воздерживаться от любых мер, имеющих тот же или эквивалентный характер.

Бэкграунд

Статья 102 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке, которое может повлиять на торговлю между государствами-членами ЕС, предотвратить или ограничить конкуренцию.

По жалобе Орлена Комиссия провела проверки в помещениях Литовских железных дорог в 2011 году и открыла официальное антимонопольное производство в марте 2013 года. Комиссия направила возражения компании в январе 2015 года.

Более подробная информация о деле будет размещена под номером 39813 в открытом регистре дел на веб-сайте Комиссии по вопросам конкуренции после решения ряда вопросов, связанных с конфиденциальностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *