Это такое Anonymous Whistleblower Tool в ЕС

Европейская комиссия запустила новый сервис, позволяющий анонимно сообщать об антиконкурентном поведении. Предполагается, что сервис позволить оказывать бОльшее привентивное влияние на компании, допускающие антиконкурентное поведение в ЕС, и «дестабилизировать» картели.

Заметка была подготовлена Charlotte Breuvart, Matt Evans, Philipp Werner, Cecelia Kye, Marguerite Lavedan and Henry De La Barre D’Erquelinnes из компании Jones Day.

Оригинальную версию публикации на английском языке см. здесь.

Европейская комиссия ввела новый сервис, поощряющий отдельных лиц раскрывать факты антиконкурентного поведения на анонимной основе. Частным лицам предлагается делиться внутренней информацией, чтобы помочь Комиссии раскрывать картели и другие антиконкурентные практики. Ранее Комиссии не разрешалось проводить расследования по сообщениям тех лиц, которые отказались сообщить свои личные данные.

Чем примечательна система

Систему сообщений Anonymous Whistleblower Tool Комиссии можно назвать инновационной, поскольку она предназначена для обеспечения полной анонимности. Ее принцип работы строится на возможности отправки зашифрованных сообщений, при этом управление платформой осуществляется внешним поставщиком. Поставщик услуг выступает в качестве посредника между осведомителем и Комиссией и передает только содержимое полученных сообщений без пересылки каких-либо метаданных, которые могли бы идентифицировать лицо (например, по IP-адресу). Система анонимных сообщений также допускает двухстороннюю связь, если осведомитель дает соответствующее согласие на это. Такая опция позволяет Комиссии запрашивать дополнительные данные и пояснения в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, данный функционал повышает вероятность того, что полученная информация является достаточно точной и надежной для проведения последующего расследования. Осведомители также могут запросить ответ Комиссии по существу на их сообщение. Лица, желающие раскрыть свою личность, могут, конечно, по-прежнему обратиться в Комиссию напрямую, используя телефон и электронную почту.

Для чего внедряется

Инициатива внедряется на фоне падения числа заявлений о картелях в рамках программы смягчения ответственности за добровольные сообщения об участии в картельных соглашениях, что является негативным трендом, поскольку работа Комиссии в значительной степени зависит от подобных добровольных сообщений, помогающих раскрыть примерно две трети всех дел. В качестве причин, препятствующих компаниям подавать добровольные заявления, называется рост угрозы последующих частно — правовых исков от лиц, которые пострадали в результате нарушений антимонопольного законодательства. Ожидается, что новый инструмент станет новым стимулом для компаний добровольно сообщить об участии в антиконкурентной деятельности, чтобы предотвратить риски того, что соответствующую инициативу возьмут на себя отдельные сотрудники. Согласно европейской программе смягчения ответственности, компания получает иммунитет от штрафов только в тех случаях, когда Комиссия еще не располагала достаточной информацией об антиконкурентной практике. Таким образом, компании будут вынуждены действовать на опережение, до того как их собственные сотрудники сделают это. По той же причине предполагается, что новый инструмент может помочь в решении критически важной проблемы, связанной с тем, что программа смягчения ответственности стимулирует в основном раскрытие уже состоявшихся картелей, но мало влияет на активные картели.

Важно отметить, что система анонимных сообщений касается не только информации о картельных нарушениях. Любая информация о любом антиконкурентном поведении может быть представлена без раскрытия информации о личности заявителя. Таким образом, через систему можно направить сообщения о недопустимых вертикальных соглашениях или даже о злоупотреблении доминирующим положением.

Недостатки системы

Отсутствие некоторых функций могут ограничить эффективность системы. К примеру, система не предусматривает какого-либо финансового стимулирования для лиц, обратившихся с анонимным сообщением. Этическим соображениям «поступать правильно» будет противопоставлена лояльность к компании и гарантии занятости, ведь антимонопольные расследования с большинстве случаев негативно сказываются на финансовом состоянии работодателя. Риск быть раскрытым в качестве осведомителя также не исчезает полностью. Как правило, очень немногие сотрудники знают о незаконном поведении и их несложно «вычислить».

На практике новая инициатива, скорее всего, придется по-вкусу только ограниченному числу недовольных сотрудников. Кроме того, инструмент может функционировать только в том случае, если сотрудники знают о его существовании и, в более общем плане, осведомлены о принципах конкурентного законодательства и правонарушениях своих компаний. Более того, эта инициатива потенциально может ослабить стимулы компаний сотрудничать с Комиссией, если одним из работников было сделано анонимное сообщение, ведь в этом случае не будет действовать программа смягчения ответственности.  Другая проблема связана с том, что текущая версия системы не позволяет прикреплять к сообщению какие-либо документы. Наконец, этот инструмент может потенциально работать в ущерб внутренним комплаенс системам компаний, поскольку сотрудники, скорее всего, будут отдавать предпочтение системе сообщений Комиссии, который предлагает полную гарантию анонимности.

Инициативы государств-членов

Аналогичные инструменты анонимных сообщений уже используются некоторыми антимонопольными органами государств-членов ЕС. Датский орган по вопросам конкуренции использует ту же платформу, что и Комиссия. Недавно власти сообщили, что около 10 процентов анонимных сообщений привели к последующим расследованиям, по некоторым из них провели «рейды на рассвете».

Аналогичный инструмент доступен в Германии с 2012 года. Помимо возможности связаться с Федеральным управлением по делам картелей Германии (FCO) по электронной почте или по телефону, FCO ввела онлайн-систему, гарантирующую полную анонимность и отсутствие отслеживаемости. Система позволяет FCO и осведомителю общаться через безопасный личный почтовый ящик, чтобы можно было связаться с осведомителем и предоставить дополнительную информацию или подробности. По данным FCO, с 2012 года было получено более 1400 анонимных сообщений. Так, анонимное сообщение привело к расследованию и наложению штрафа в размере 75 миллионов евро на производителей автомобильных запчастей в 2015 году. Ожидается, что последующие расследования, основанные на анонимных сообщениях, будут продолжаться.

В Польше орган по вопросам конкуренции также открыл специальную горячую линию и адрес электронной почты в начале апреля 2017 года, в соответствии с которыми отдельные лица могут сообщать о любой практике ограничения конкуренции на анонимной основе.

Прогноз

Внедрение системы анонимных сообщений в ЕС даст сотрудникам больше уверенности в том, что они поступают надлежащим образом и сообщают о противозаконном поведении на своих предприятиях. Тем не менее, учитывая отсутствие сильных (финансовых) стимулов, неясно, приведет ли эта инициатива к притоку сообщений. Однако, всякий раз, когда работник предпочтет направить анонимно информацию в Комиссию, есть вероятность, что это инсайдерская информация окажется крайне ценной для последующего расследования. Существование этого инструмента может еще больше повысить «нестабильность» картеля. Компании будут вынуждены учитывать этот новый инструмент в арсенале Комиссии, что создает большую уязвимость от антиконкурентного поведения, затрагивающего рынки Европейского союза.

Три вывода для размышления

  • В странах-членах ЕС все более распространяются анонимные средства информирования об антиконкурентном поведении;
  • Система анонимных сообщений Комиссии может побудить сотрудников сообщать о антиконкурентном поведении непосредственно в Комиссию, а не использовать для этого «горячие линии» самих компаний;
  • Компании, которые участвуют в антиконкурентных соглашениях и в настоящее время рассматривают вопрос о подаче добровольных заявлений для участия в программе смягчения ответственности, должны также принимать во внимание повышенные риски того, что сотрудники используют новый инструмент, прежде чем компания сама раскрое информацию.

Такая вот история. В следующей заметке расскажу о британской кампании против картелей «Cracking down on Cartels», где за информацию можно получить не уголовный срок, а премию до £100,000. Неплохо, да?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *