Взлом картелей по-английски

42607_CMA_CLG_LP_1400x500_v1

Информация и картинка с сайта https://stopcartels.campaign.gov.uk/

(вольный перевод мой, по принципу «близко к тексту»)

20 марта 2017 года британское Управление по конкуренции и рынкам (the Competition and Markets Authority, далее по тексту — «CMA») запустило кампанию «Cracking down on Cartels», задача которой —  побудить физических лиц сообщать о картелях, за что в исключительных случаях информатор может получить вознаграждение до 100 000 фунтов стерлингов.

Как и обещала, рассказываю немного подробнее о кампании.

Андреа Косчелли (Andrea Coscelli),  исполняющий обязанности директора (Acting Chief Executive)пояснил:

  • «Картели — это форма обворовывания простых граждан и других компаний, подрывающая конкуренцию. Мы полны решимости бороться с ними везде, где бы они ни находились. Картели заключаются секретно, заставляя вас думать, что вы участвуете в честной сделке, даже когда вы вступаете в сговор с целью поддержания высоких цен».
  • «Картели вредны и незаконны, а последствия нарушения закона чрезвычайно серьезны. Вот почему мы начинаем эту кампанию — чтобы помочь людям понять, как выглядит деятельность картелей, и как сообщить об этом, чтобы мы могли принять меры».

Исследования CMA показали, что, хотя большинство хозяйствующих субъектов осознает, что, например, ценовой сговор является неэтичным и несправедливым, все же менее четверти компаний декларировали, что хорошо знакомы с законодательством о защите конкуренции.

Это исследование привело к идее первой «рекламной» кампании, задача которой — искоренение картелей и побуждение людей сообщать об этом в CMA.

На каком этапе можно обратиться в CMA?

СМА обращает внимание на желательность обращение в антимонопольный орган по принципу «чем раньше — тем лучше». Препятствием для обращения не является неполнота сообщаемой информации, учитывая, что часто объем информации остается неизменным и информаторы не всегда имеют возможность получить больше сведений о картеле. Иными словами, СМА открыто для обсуждения любых ситуации и может помочь идентифицировать риски и принять меры для их минимизации.

Информация о картеле, который был совершен в прошлом, вероятнее всего, будет иметь для СМА меньшую ценность, чем информация о картеле, который продолжает свою деятельность или завершился совсем недавно. Вместе с тем, если есть информация о действительно значительном картеле, который прекратил своё существование некоторое время назад, все равно стоит обратиться в СМА, поскольку антимонопольный орган и в этом случае может провести расследование.

Есть ли гарантии конфиденциальности?

СМА признаёт, что многие люди, которые желают предоставить информацию о картеле, готовы быть информаторами только при предоставлении гарантий конфиденциальности. Поэтому с информаторами будут работать только специально обученные сотрудники, задача которых — тщательно защищать любые сведения, позволяющие раскрыть личность заявителя.

Сам процесс работы с сообщениями о картелях будет выглядеть следующим образом. После получения сообщения, офицер СМА может инициировать беседу, чтобы получить больше подробностей. Первоначально беседа может быть проведена «без имен», если это необходимо. Хотя СМА всегда будет располагать сведениями о личности заявителя с момента обращения.

Если после первой беседы офицер приходит к выводу, что лицо располагает информацией и / или может получить информацию, которая имеет ценность для антимонопольного органа и может быть положена в основу дальнейшего расследования, СМА предлагает встретиться для дальнейшего детального обсуждения. На этой встрече информатор обязан раскрыть свою личность офицеру, так как это является важной частью оценки достоверности информации. СМА так и указывает, что часто у людей возникает искушение представить недостоверные сведения. Поэтому особую важность приобретает выяснение побудительных мотивов информатора, оценка которых позволит оградить антимонопольный орган от ненужной работы, а третьих лиц — от необоснованных обвинений.

Какое вознаграждение можно получить и при каких условиях?

Вознаграждение предоставляется по усмотрению CMA. CMA может полностью отказаться от предложений информации без указания на причины такого решения. Даже в тех случаях, когда сведения были приняты и информация легла в основу дальнейшего расследования, CMA по-прежнему может отказаться от выплаты вознаграждения.

Если СМА приходит к выводу, что за передачу сведений лицо должно быть вознаграждено, размер вознаграждения будет зависеть от целого ряда факторов:

  • ценности информации, которая определяется исходя из того, каких результатов смог добиться антимонопольный орган при ее использовании;
  • размер ущерба для экономики и потребителей, который, по мнению антимонопольного органа, был предотвращен и / или раскрыт;
  • усилия, которые информатор должен был предпринять, чтобы добыть и представить информацию антимонопольному органу;
  • риски, с которыми информатору пришлось столкнуться,  чтобы добыть и представить информацию антимонопольному органу.

«Торговаться» со СМА бессмысленно, но антимонопольный орган заверяет, что «мы будем стремиться назначить справедливую цену».

Как несложно предположить, CMA не уведомляет заранее, какую сумму вознаграждения получит информатор, поскольку размер вознаграждения зависит, в частности, от итоговой ценности предоставленной информации. Это становится очевидным только после завершения расследования. Вознаграждение будет выплачиваться также по завершению расследования.

Может ли участник картеля рассчитывать на вознаграждение?

В соответствии с политикой смягчения ответственности СМА, любая компания или физическое лицо, непосредственно вовлеченные в картель, могут получить полный иммунитет от ответственности при условии, что:

  • они первыми сообщают и признаются в причастности к картелю;
  • они полностью сотрудничают с CMA на протяжении всего расследования;
  • у CMA не было никакой предварительной информации о картеле.

СМА не считает, что лицо при таких обстоятельствах может рассчитывать на вознаграждение, однако отмечает, что при определенных обстоятельствах, и финансовое стимулирование не исключено. CMA может рассматривать вознаграждение в дополнение к иммунитетам от санкций в рамках политики смягчения ответственности, если роль информатора в картеле была «относительно периферийной». Например, сотрудник, который иногда направлялся вышестоящим руководством для участия в картельном совещании, и который не принимал активного участия при принятии решений о картеле, может рассчитывать на вознаграждение за сообщение о картеле.

Может ли жертва картеля рассчитывать на вознаграждение?

Программа вознаграждений рассчитана для тех лиц, кто располагают «внутренней» информацией о картелях. По понятным причинам информация от компаний – конкурентов, интересам которых был причинен ущерб, или от контрагентов участников картеля  не может быть квалифицирована как «внутренняя».

Таким образом, вряд ли можно рассчитывать на вознаграждение в том случае, когда информатор сообщает о возможной незаконной деятельности конкурентов в рамках картеля, даже если информация сопровождается представлением доказательств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *