Туры пахнут керосином — 2

На днях в Коммерсанте появилась заметка о том, что туроператоры направили в антимонопольную службу жалобу, в которой просят проверить ценообразование авиакомпаний и настаивают на отмене топливных сборов.

Документов по этому делу я не видела. Но осуждаю (с).

Готовила комментарий, однако в итоговом варианте статьи он получился невероятно корявый. … Да и ладно, бывает)

Тем не менее, с данным обстоятельством связано мое сильное душевное волнение и внезапно возникшее непреодолимое желание разъяснить общественности в чем, собственно, дело.

Итак, еще раз подчеркиваю, самой жалобы и иных документов по делу мы не видели. Мы только предполагаем.

Кроме того, напоминаем, что ценообразование — это личное дело каждой авиакомпании. Цены билетов не регулирует ни ФАС России, ни ФСТ России.

Как за рубежом вопрос разрешается, честно говоря, не знаю. В России есть специальные правила для регулярных перевозок. Для чартеров действуют общие нормы гражданского законодательства.

Взимание авиаперевозчиком топливных сборов при осуществлении регулярных перевозок предусмотрена Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».

В этих самых Правилах формирования и применения тарифов N 155 есть целый ряд положений, что должно или не должно включаться в тариф по перевозке пассажиров и багажа.

Согласно пункту 9 Правил формирования и применения тарифов N 155 в пассажирский тариф может не включаться стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (т.е. «топливный сбор»).

Путем нехитрых логических манипуляций мы можем сделать вывод, что перевозчик, устанавливая плату за перевозку пассажиров, вправе не включать стоимость горюче-смазочных материалов в стоимость перевозки и взимать ее отдельно с каждого пассажира при продаже билетов с целью компенсации расходов на горюче-смазочные материалы путем применения топливной надбавки.

При этом иные варианты компенсации расходов перевозчика на приобретение топлива Правилами формирования и применения тарифов N 155 не предусмотрены.

Поэтому на практике, особенно в периоды безумных скачков на валютном и топливном рынке, ставится вопрос: может ли авиакомпания при расчёте тарифа перевозки включить расходы на топливо? Ответ положительный. Отлично. Тем более, что каждый тариф подлежит сложной процедуре утверждения и включения в информационные базы (опубликования).

А вот можно ли потом, когда экономическая ситуация поменялась, ввести дополнительный топливный сбор, направленный на компенсацию дополнительных затрат?

В законодательстве про это ничего не сказано, судебная практика по вопросу очень скромная.

В качестве примера можно привести однотипные дела (А73-4951/2011, А73-1665/2012), возбужденные в 2011 году Хабаровским УФАС России против АК Владивосток Авиа (упоминалось в прессе еще и про претензии к АК S7, но про это дело «Картотека арбитражный дел» умалчивает).

В 2013 году Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с доводами антимонопольной службы, указав что топливный сбор либо в полном объеме может быть включен в тариф, либо может взыматься отдельно. Поэтому нельзя часть топливного сбора закладывать в тариф, а часть — в качестве дополнительной надбавки.

Почему суд пришел к такому выводу — непонятно. Прямого запрета нет в законодательстве, а как-то мотивировать вывод суд не посчитал необходимым.

Цена чартера не регулируется Правилами N 155, поэтому следует обращаться к общими положениями Гражданского кодекса РФ. Поскольку договор чартера (в нашем случае) заключается между авиакомпанией и туроператором, а далее воздушная перевозка реализуется в составе комплексного туристского продукта пассажиру, то следует также учитывать нормы Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ФАП N 82).

Согласно пунктам 29, 39, 40, 41, 42 ФАПа N 82 за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), взимается плата (пункт 29). При оплате перевозки пассажира и его багажа применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки (пункт 39). Если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки (пункт 40).

Правила ФАПа №82 могу оценить как дублирующие, ибо они в общем и целом соответствуют принципам, закрепленным в Гражданском кодексе России (см., к примеру, правила о договорах в пользу третьих лиц).

Таким образом, мы предполагаем, что туроператоров возмущает возложенный авиакомпаниями на их хрупкие плечи бизнес-риск по чартерным договорам.

Ведь гражданское законодательство позволяет авиакомпании:

  • включить в договор чартера условие о возможности изменения цены в одностороннем порядке;
  • изменить условие о цене и добавить топливный сбор уже после того как туроператор продал турпродукт пассажиру.

Посмотрим, как будут развиваться события. Пока что я вообще не вижу, из-за чего возник конфликт.

P.S.

Учитывая выше изложенное, цитату из Ъ прошу считать корявой!)

Топливные сборы существуют в России с 2004 года, когда был издан соответствующий приказ Минтранса о правилах формирования тарифов на регулярные перевозки. Стоимость топлива может не включаться в общую цену билета и рассчитываться отдельно, других вариантов компенсировать эти расходы приказом не предусмотрено, отмечает эксперт Федеральной палаты адвокатов России Лина Тальцева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *