Управление финансами в юридической фирме: где ваше слабое звено?

28/11/2014 в Москве проходила международная конференция IBA «Управление юридической фирмой».

Специально для Legal Insight Magazine (№10 за 2014 год и № 1 за 2015 год) делала репортажи с мероприятия.

Теперь вы можете ознакомиться с отчетами в авторском изложении, без сокращений.

Управление финансами в юридической фирме: где ваше слабое звено?

Модератор сессии Александр Хвощинский, управляющий партнер «Лигал Стратейдженси» (Берлин – Москва), сопредседатель конференции, Россия представил гостям конференции «экспериментальный формат» мероприятия, в ходе которого предлагалось не только послушать мнения выступающих, но и принять непосредственное участие в решении кейсов.

При этом А.Хвощинский определил, что вся сессия базируется на «теории ограничений», суть которой заключается в следующем.

У каждого управляющего партнера юридической фирмы на повестке дня всегда стоит огромное количество задач. Каждая из них требует решения. Теория ограничений предлагает не искать направления работы, а искать наиболее серьезные ограничения (например, отсутствие необходимых навыков у сотрудников или рыночные препятствия) и прилагать максимум усилий для её разрешения.

Концентрация на «самом слабом звене» или «бутылочном горлышке», которые мешают развитию, позволяет последовательно решать вопросы. За решением одной задачи появляется вторая, третья и так далее. Эти задачи следует решать последовательно, шаг за шагом.

Поиск решения может проходить разными путями»: увеличением «пропускной способности» этого «бутылочного горлышка», разгрузкой потоков или вообще устранением данного компонента из цепочки. Ведь «какие бы широкие магистрали не строились — все определяется пропускной способностью бутылочных горлышек».

Спикерам было предложено представиться, рассказав о том, какие «бутылочные горлышки» с успехом были расширены или устроены, как это было сделано и на какие «слабые звенья» в данный момент направлено внимание.

Александр Ермоленко, партнер ФБК-Право (Россия) признался, что биллинг оставался долгое время одной из самых важных проблем. Причем проблема заключалась не в выставлении часов, а в неадекватном их отражении сотрудниками. Юристы склонны «наказывать» клиента за не комфортную совместную работу или наоборот, не отражать затраченные часы из-за «самобичевания». Другими словами, в основе проблемы лежала адекватность восприятия юристами работы и адекватность её отражения.

В итоге проблема все-таки была решена путем сложной, поэтапной «тонкой настройки», которая повлекла увеличение выручки.

Сейчас из финансовых проблем – «акцент на деньгах». Поведение партнеров, которые в порыве лояльности сокращают количество выставляемых часов.

Валерий Зинченко, старший партнер Pen & Paper (Россия), рассказал, что с развитием стандартизации в компании появились клиенты, которые стали требовать к себе особенного отношения. К примеру, некоторые стали задерживать оплату. С введением более гибкого отношения и индивидуального подхода ситуация улучшилась.

Сейчас компания также сталкивается с кадровыми проблемами, обусловленными уголовно-правовой специализацией фирмы. Прием новых специалистов настолько сложен и зарегулирован, что в данный момент принято решение пересмотреть политику в части снижения стандартов.

Некоторое время назад не слишком хорошо шли дела в России и СНГ у Хенка тен Воорде, партнера Lustrous Law (Голландия). 5 лет назад фирма начинала как малая компания с очень высокой специализацией, специалисты которой были признаны на рынке. Однако как оказалось «высокая специализация не принимается во внимание, если ты слишком мал». Поэтому Lustrous Law расширились, проблема была решена.

Дмитрий Сонкин, управляющий партнер аудиторской компании SKS Steuerberatung (Германия), в качестве «самого слабого звена» своей компании назвал германскую традицию трехкратного напоминания клиентам о необходимости оплаты счетов.

Для решения проблемы с дебиторской задолженностью было принято решение о введении в практику платежного календаря, усовершенствовали механизмы уведомления и уменьшили сроки на оплату счетов в договорах на оказание консультационных услуг.

В данный момент наиболее острой остается проблема подбора налоговых специалистов для оказания качественных услуг. Потен

Татьяна Каменская, управляющий партнер «Каменская & партнёры» (Россия) рассказала, что ранее пытались фокусироваться на двух направлениях:

Занимались разработкой специальных продуктов для специальных клиентов;

Для обеспечения бесперебойной работы были вынуждены заниматься рутинными поручениями.

Далее стало понятно, что рутинные вопросы отнимают время как у сотрудников, так и у партнеров. При этом максимальная отдача идет именно от решения уникальных вопросов.

Сейчас компания «перефокусировалась» и работает над нестандартными проектами, требующими неординарной настойчивости и чрезвычайно глубокой судебной экспертизы. Спрос на такую команду специалистов всегда будет. Хотя выращивать подобных специалистов тяжело. Также тяжело искать их на рынке.

А.Хвощинский резюмировал, что ограничения могут быть самыми разными. Примечательно что кадровый вопрос остается у всех на повестке дня. Один из вариантов решения вопроса – целенаправленное «выращивание» талантливых сотрудников, если поиск профессионала на рынке не дает результата. Кроме того, следует помнить, что необходимо «максимально задействовать тех, кто есть».

Далее участники сессии приступили к обсуждению двух кейсов, заранее подготовленных организаторами сессии. Каждый из кейсов высвечивал какое – либо ограничения, а задача участников заключалась в том, чтобы определить, какие проблемы вызывает ограничение, как его выявить и что необходимо предпринять для «расширения бутылочного горлышка».

В итоге участники дискуссии пришли к выводу, что пытаясь «прежде чем расширять бутылочное горлышко, нужно подумать, не запускаешь ли таким образом другие проблемы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *