Пленарная сессия конференции Ведомостей «Антимонопольное регулирование в России»

10/10/2014 состоялась традиционная конференция Ведомостей «Антимонопольное регулирование в России».

Специально для журнала Legal Insight готовила репортаж.

Публикую обзоры по сессиям в авторском варианте (без сокращений).

 

Традиционно на Пленарной сессия Конфренции с ключевым докладом выступил Игорь Артемьев (руководитель ФАС России).

Поскольку к рассмотрению в первом чтении 24 октября 2014 года в Государственную думу был внесен т.н. «четвертый антимонопольный пакет», присутствующие ожидали разъяснений от руководителя ФАС России.

Ожидания публики оправдались. Первая часть выступления была практически полностью посвящена внесению изменений в законодательство, а вторая часть – некоторым другим инициативам ФАС России.

В начале выступления И.Артемьев напомнил, что «четвертый антимонопольный пакет» предусматривает следующие самые существенные новеллы:

  1. Президиум и Апелляционная коллегия ФАС России получают полномочия по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов;
  2. Заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности будет возможным только с предварительного согласия ФАС России;
  3. Правительству РФ предоставляются права определять правила недискриминационного доступа (далее – «ПНД») к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, расширяются институты предупреждения и предостережения. В сфере их распространения буду действия органов власти, недобросовестная конкуренция и злоупотребление доминирующим положением.

И.Артемьев с удовлетворением отметил, что «из числа выданных предупреждений сейчас в добровольном порядке исполняется около 75%».

ФАС России сконцентрируется на делах о злоупотреблении доминирующим положением, которые представляют существенную угрозу конкуренции, либо ущемляют интересы неопределенного круга потребителей:

  • уточняется определение запрета на злоупотребление доминирующим положением;
  • исключается возможность признания индивидуально доминирующей компании с долей менее 35%;
  • упраздняется реестр хозяйствующих субъектов с долей более 35% (доминантов).

Среди давно ожидаемых предпринимателями поправок — исключение случаев одновременного наложения оборотного штрафа и выдачи предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

«Четвертым антимонопольным пакетом» ограничивается возможность создания ГУПов и МУПов. Их создание станет возможным лишь с согласия антимонопольного органа и только лишь на тех товарных рынках, где отсутствует развитая конкуренция.

По словам И.Артемьева, кроме «четвертого антимонопольного пакета» ожидается до конца года утверждение либо дополнение ПНД во многих отраслях, будет утверждена процедура административного обжалования в строительстве.

Руководитель ФАС России достаточно подробно рассказал не только о «четвертом антимонопольном пакете», но и о тех инициативах, которые в данный момент пока только обсуждаются, однако в самом ближайшем будущем будут наверняка воплощены в нормах законодательства.

Во-первых, было сказано о новом механизме взыскания убытков лицами, пострадавшими от антимонопольных нарушений. ФАС России предлагает предусмотреть альтернативный существующему гражданско-правовому механизму механизм расчета убытков по решению суда в размере от 1 до 15% от стоимости приобретенного с нарушением товара.

Во-вторых, в фокусе внимания будет гособоронзаказ. ФАС России поручено обеспечить эффективный контроль ценообразования на рынках продукции оборонного значения путем внедрения современных методов оценки ценообразования хозяйствующих субъектов и создания эффективной правовой среды контроля исполнения гособоронзаказа.

В-третьих, будут анализироваться процедуры публичной продажи госимущества и легализация параллельного импорта

В 2015 году ставка по-прежнему будет сделана на развитие международного сотрудничества. В частности, будет продолжена работа по подготовке и обсуждению международной конвенции по борьбе с картелями и создание Международной организации по борьбе с картелями. Инициатива поддержана Правительством Российской Федерации, начата работа с МИД России, Минюстом России, МВД России, Минэкономразвития России и другими министерствами и ведомствами.

Предполагается, что международная конвенция по борьбе с картелями позволит решить следующие амбициозные задачи:

  • унифицирует понятия и определения,
  • установит единые основы наказания за картели,
  • разрешит проблемы с запретом «экспортных» картелей,
  • определит принципы и механизмы взаимодействия, обмена информацией между участниками Конвенции,
  • разграничит территориальное действие национальных юрисдикций,
  • создаст правовую базу для деятельности международной организации по борьбе с картелями.

Любопытно, что после выступления И. Артемьева, из зала были заданы вопросы вовсе не о «четвертом антимонопольном пакете». К примеру, прозвучал щекотливый вопрос о санкциях и их влиянии на состояние конкуренции.

И. Артемьев, который, как известно, отличается широтой взглядов и нередко высказывается отнюдь не в духе официальной линии органов власти, ответил честно: санкции негативно скажутся на состоянии конкуренции. Впрочем, острые углы тут же сгладил его заместитель А. Цариковский, поспешив деликатно заметить, что «санкции для нас – это все-таки благо».

В финале выступления И. Артемьев воодушевил слушателей слоганом «завтра делается сегодня», после чего последовали бурные овации аудитории, что дало повод коллегам шутить: «пленарная сессия конференции с каждым годом становится все больше похожей на съезды КПСС».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *