Основные события 2014 года и их влияние на антимонопольное регулирование

10/10/2014 состоялась традиционная конференция Ведомостей «Антимонопольное регулирование в России».

Специально для журнала Legal Insight готовила репортаж.

Публикую обзоры по сессиям в авторском варианте (без сокращений).

На сессии «Основные события 2014 года и их влияние на антимонопольное регулирование» были представлены интересные доклады Андрея Тенишева (начальник управления по борьбе с картелями, Федеральная антимонопольная служба) и Елены Соколовской (руководитель группы антимонопольного регулирования, «Пепеляев групп»), которые во многом перекликались.

 А. Тенишев рассказал о международном антитрасте и российском опыте противодействия картелям.

Поскольку борьба с картелями является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы, удалось выстроить целую систему противодействия картелям – создать законодательство, внедрить специальные инструменты, наработать правоприменительную практику. При этом были достигнуты результаты, сопоставимые с результатами тех стран, где антимонопольное законодательство применяется десятилетиями.

Среди наиболее значимых достижений ФАС России были названы уже упомянутые на конференции в прошлом году 17 место в Рейтинге эффективности конкурентных ведомств, опубликованном Всемирным обзором по конкуренции (ВОК / GCR) (2013 год) и признание в июне 2013 года Комитетом по конкуренции ОЭСР соответствие конкурентной политики России стандартам ОЭСР.

Приятным и почетным событием 2014 года стало избрание ФАС России сопредседателем подгруппы 2 Рабочей группы по борьбе с картелями Международной конкурентной сети (МКС / ICN). Сопредседателями подгруппы 2 также являются конкурентные ведомства Австралии и Бразилии.

Рабочая группа по борьбе с картелями МКС состоит из двух подгрупп:

  • Подгруппа 1 занимается изучением основных элементов проведения эффективного расследования и наказания особо опасных картелей;
  • Подгруппа 2 занимается анализом и распространением опыта правоприменительной деятельности по борьбе с картелями и наиболее эффективных методов такой деятельности.

С каждым годом становится все более очевидным, что для эффективного расследования международных картелей необходимо практическое сотрудничество конкурентных ведомств.

При этом основной проблемой становится отсутствие должного международного регулирования. На международном уровне, к сожалению, не урегулированы вопросы взаимодействия государств при расследовании картелей и привлечении к ответственности участников картелей, что эффективно могло бы быть разрешено с подписанием международной конвенции по борьбе с картелями.

Большие надежды возлагаются и на международную организацию по борьбе с картелями (Global Antitrust), идея создания которой активно обсуждается. Целю деятельности организации могло бы стать предоставление гарантий взаимопомощи между конкурентными ведомствами государств-членов при расследовании картелей.

Другая серьезная проблема заключается в следующем. Сегодня антимонопольный орган может выявить картель, созданный за рубежом, направленный против интересов Российской Федерации, но не может привлечь иностранных участников такого картеля к ответственности.

Решение проблемы видится во внесении изменения в КоАП РФ. Предлагается распространить его действие на иностранных юридических лиц и их должностных лиц для привлечения их к административной ответственности за совершение ими правонарушений за пределами Российской Федерации, в том числе — за заключение антиконкурентных соглашений, оказывающих влияние на конкуренцию на территории России (то есть по аналогии с частью 3 статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Елена Соколовская в своем докладе отметила практически те же самые тенденции и проблемы. В частности, было сказано, что в 2014 году:

  • Расследование картелей осталось одним из приоритетов ФАС России.
  • ФАС России по-прежнему тесно взаимодействует с правоохранительными органами – МВД России и Следственным Комитетом России (в рамках межведомственных рабочих групп, передачи информации для возбуждения антимонопольных и уголовных дел, проведения совместных проверок)
  • ФАС России выражает готовность проводить совместные с иностранными конкурентными ведомствами расследования картелей с участием иностранных компаний (хотя при этом отсутствует необходимая в России нормативная база для подобных расследований
  • Все больше и больше говорится о применение нормы об экстерриториальности в расследовании картелей (ч. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции)
  • Более того, появились первые прецедентные дела о картелях в отношении иностранных компаний.

Среди основных проблем было также указано на:

  1. Отсутствие международного акта, который бы регулировал проведение совместных проверок ФАС России с иностранными конкурентными ведомствами;
  2. Отсутствие международного акта, который бы позволил ФАС России обмениваться конфиденциальной информацией с конкурентными ведомствами разных стран;
  3. Отсутствие правовых механизмов привлечения к административной ответственности иностранных юридических лиц (взыскания административных штрафов);
  4. Отсутствие порядка оформления и вручения процессуальных документов иностранным ответчикам в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и дел об административных правонарушениях;
  5. Отсутствие правовых механизмов признания и исполнения вступивших в законную силу судебных решений по антимонопольным и административным делам на территории иностранных юрисдикций.

Поэтому в России необходимо:

  • Заключить соглашения о сотрудничестве РФ с ЕС, США и другими странами, определяющее взаимодействие ФАС России с конкурентными ведомствами этих стран при рассмотрении конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства (или разработать и подписать международную Конвенцию по расследованию нарушений антимонопольного законодательства);
  • Подписать соответствующий международный документ, определяющий случаи привлечения к административной ответственности иностранных ответчиков;
  • Подписать двусторонние соглашения с разными странами о правовой помощи по антимонопольным и административным делам;
  • Внести дополнения/изменения в национальное законодательство РФ (в частности, в Закон о защите конкуренции, подзаконные нормативные акты), предусматривающие механизмы реализации рамочных/декларативных положений международных актов (договоров, соглашений, конвенции).

В завершении доклада, который, к сожалению, ввиду ограничений по регламенту был существенно сокращен, Е.Соколовская отметила, что необходимо параллельно работать как над разработкой необходимых международных актов, так и над внесением изменений в национальное законодательство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *