«Нежные металлические создания трогать руками нельзя»

Пассажирам предстояло сдвинуть с места самолет весом около 47 тонн

Источник: деловая газета Взгляд, 27 ноября 2014, 13:02
Фото: кадр из видео
Текст: Елена Сидоренко

Транспортная прокуратура пообещала в кратчайшие сроки завершить проверку с «толканием» пассажирами самолета в аэропорту Игарка. Эксперты отмечают, что вахтовики действительно могли повредить обшивку самолета, что привело бы к серьезным последствиям. По мнению юристов, за произошедшее наказание грозит всем: экипажу самолета, аэропорту и пассажирам.

В Западно-Сибирской транспортной прокуратуре в четверг заявили о намерении в максимально короткие сроки провести проверку инцидента с самолетом Ту-134 авиакомпании «Катэкавиа» в красноярском аэропорту Игарка.

«В связи с большим общественным резонансом вокруг случая с самолетом авиакомпании «Катэкавиа» с участием в этом пассажиров мы намерены провести проверку в максимально сжатые сроки», – сказала РИА «Новости» старший помощник западно-сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова. Она подчеркнула, что пока «все данные являются предварительными, и в настоящее время выясняются все детали и обстоятельства произошедшего». Оценивается законность действий всех участников: службы аэропорта, авиакомпании, экипажа и пассажиров.

Напомним, инцидент в красноярском аэропорту Игарки произошел 25 ноября, но известно о нем стало только в среду после того, как в Сети появилась соответствующая видеозапись (осторожно, содержит ненормативную лексику). Сообщалось, что пассажиры Ту-134 якобы помогли экипажу и техническому персоналу сдвинуть с места примерзший при температуре -52 к площадке перед взлетно-посадочной полосой самолет.

По предварительным данным Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, 25 ноября самолет Ту-134 авиакомпании «Катэкавиа» планировал в 12.30 осуществить чартерный рейс Игарка – Красноярск. В этот момент на борту находились 74 пассажира и семь членов экипажа.

В надзорном ведомстве отметили, что «в связи с низкими температурами окружающего воздуха произошло замерзание тормозной системы шасси, в связи с чем тягач не смог сдвинуть самолет на рулежную дорожку для выполнения полета. Находившиеся на борту авиапассажиры вышли из самолета и стали выталкивать его на рулежную дорожку. Этого категорически нельзя делать, так как можно было повредить обшивку судна».

Произошедшим инцидентом заинтересовались не только в транспортной прокуратуре, но и в Госавианадзоре. С начала следующей недели специалисты ведомства приступят к внеплановой комплексной проверке «Катэкавиа» и аэропорта Игарки, передает ТАСС.

В свою очередь «Катэкавиа» опровергла примерзание самолета к ВПП в Красноярском крае. Технический директор авиакомпании Владимир Артеменко говорил, что имела место пробуксовка вследствие обледенения ВПП.

Кроме того, в прокуратуре заявили, что разыскивают очевидцев инцидента. «Проверяться будет все: и техническое обслуживание, и то, что на взлетно-посадочной полосе (ВПП) вообще нельзя снимать видео. За эти нарушения предусмотрена разная степень ответственности, тут необходим глубокий анализ. Нам нужны очевидцы, чтобы понять, как в действительности все происходило», – сказали агентству в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.

Представитель материнской авиакомпании «ЮТэйр» сообщил, что самолет, который толкали пассажиры, был полностью исправен, а пробуксовка произошла из-за образовавшейся наледи на поверхности летного поля.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов заявил, что «произошедший инцидент анекдотичен по своей форме».

«Аэропорт Игарка очень значимый. В этом месте никаких видов транспорта нет, кроме авиации. Но гражданская авиация обязательно готовится к полетам в зимних условиях, есть специальные программы подготовки и персонала, пилотов, инженеров-техников, самих самолетов, аэродромов и всей спецтехники. Это очень серьезная и целенаправленная работа – в таких экстремальных условиях – минус 52 градуса – обеспечить полеты», – сказал газете ВЗГЛЯД Смирнов.

Эксперт отметил, что самолет все-таки был сдвинут с места тягачом, как и положено, а не пассажирами. «Самолет вылетел, прекрасно долетел до места. Но, конечно, сам факт, который был заснят на видео, для непросвещенных людей был шокирующим. Потому что в истории гражданской авиации никогда не было принято привлекать пассажиров к подобным вещам. Это абсолютно неконструктивно с точки зрения безопасности. Такое рукоприкладство может очень серьезно повредить конструкции обшивки самолета и навешенных на крыло деталей, таких как закрылки. Это очень нежные металлические создания, которые трогать руками нельзя», – пояснил летчик.

Олег Смирнов добавил, что члены экипажа самолета, вероятнее всего, не призывали пассажиров к этому, это просто спонтанное действие кого-то из вахтовиков. «Менялись вахты. Ребята, как правило, летят в веселом настроении, в основном это молодые сильные мужики. Это спонтанно произошло», – сказал Смирнов.

Он также заметил, что, действительно, сам самолет примерзнуть не мог. Однако, по его словам, «если неправильно обслуживать в зимний период самолет, его тормозную систему, не сменить сезонные смазки, то в минус 52 градуса тормозную систему может и сковать».

Председатель попечительского совета Международной ассоциации аэропортов Александр Бородин также отметил, что администрация аэропорта не должна была допускать применения силы для того, чтобы сдвинуть самолет с места.

«Когда идет смена погоды, возможно, что шасси могут примерзнуть, однако аэропортовые службы обязаны следить за состоянием перрона – чистить его, обрабатывать специальными реагентами. В арсенале аэропорта всегда есть тепловая пушка, чтобы справиться с подобным случаем. Категорически запрещено применять силу, потому что можно повредить другой элемент шасси, но так и не сдвинуть покрышки с места, – сообщил ТАСС Бородин. –Перед полетом командир воздушного судна обязан провести предполетный осмотр самолета и сообщить перронным службам об обнаруженных проблемах, но ни в коем случае никто ломом отдалбливать лед от самолета не будет. Я воспринимаю это видео, скорее, как шутку».

Директор воздушной гавани Максим Аксенов, комментируя выложенную в интернет видеозапись, отметил, что самолет Ту-134, масса которого с заправкой не менее 70 тонн, не могли сдвинуть с места 70 человек. По его мнению, скорее всего, пассажиры самолета решили сделать некое «селфи».

В четверг Аксенов заявил, что виновные в выходе пассажиров на стоянку Ту-134 будут установлены и наказаны вплоть до увольнения. По его словам, с работников аэропорта уже взяты объяснительные, проверка по факту инцидента продолжается.

Эксперт по воздушному законодательству Федеральной палаты адвокатов России Лина Тальцева рассказала, что контроль за перемещением пассажиров в стерильной зоне и посадкой их в воздушные суда осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок и сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта. «Одним из вероятных итогов может стать привлечение к административной ответственности аэропорта за нарушение требований авиационной безопасности (ч.1 ст. 11.3.1. КоАП). Кроме того, по данной статье к административной ответственности возможно привлечение и авиакомпании, сотрудник которой (командир воздушного судна) продолжил подготовку к вылету, несмотря на то, что на перроне аэродрома несанкционированно находились пассажиры. Это также является невыполнением (нарушение) норм, правил или процедур авиационной безопасности», – рассказала газете ВЗГЛЯД Тальцева.

По словам юриста, для авиакомпании, аэропорта и их должностных лиц привлечение к ответственности может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере от 1 до 2,5 тыс. рублей, на юридических лиц – от 2 до 5 тыс. рублей. «При этом должностным лицам аэропорта и самому аэропорту может также грозить привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 11.3.1 КоАП РФ за непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 4 тыс. рублей, на юридических лиц – от 4 до 10 тыс. рублей», – сказала юрист.

По словам Лины Тальцевой, если бы в результате инцидента был причинен вред жизни или здоровью кого-либо из пассажиров, то ответственность понесла бы авиакомпания. «В ч. 2 ст. 117 Воздушного кодекса России отмечается, что под «воздушной перевозкой пассажира», при осуществлении которой перевозчик несет ответственность, понимается «период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром», – пояснила она.

При этом юрист отметила, что пассажиры тоже могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ), поскольку их действия могут быть расценены как «невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна» (то есть их попросили пересесть в автобус, а они пошли гулять на перрон). Это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *