О субъекте преступления по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса России

20/10/2014 в аэропорту Внуково-3 произошло авиационное происшествие с самолетом Falcon 50EX авиакомпании Unijet. При выполнении взлёта c ВПП 06, в процессе разбега произошло столкновение воздушного судна со снегоуборочной машиной. Экипаж (три человека) и один пассажир (все — граждане Франции) погибли, самолёт разрушен.

По данным предварительного расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК), опубликованными на сайте МАК, произошло столкновение воздушного судна со снегоочистителем на пересечении взлетно-посадочных полос. Управление воздушным судном с диспетчерского пункта «Вышка» осуществлял диспетчер-стажер под контролем диспетчера-инструктора.

29/10/2014 по сообщению Главного следственного управления Следственного комитета России диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного части 3 статьи 263 Уголовного кодекса России (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Глава профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев считает своих коллег из аэропорта Внуково невиновными в катастрофе самолета президента Total Кристофа де Маржери и возмущен их арестом Басманным судом.

«Наиболее удивительным выглядит арест диспетчера-стажера, 23-летней Светланы Кривсун. Следует понимать, что диспетчер-стажер — это просто ученик, который не может нести не то что уголовной, но даже дисциплинарной ответственности в случае внештатных ситуаций. В том случае, если стажер совершил неправильное действие, отдал неправильную команду, всю ответственность несет диспетчер-инструктор — за то, что не проконтролировал действия своего подопечного либо не исправил вовремя его ошибки. Стажер ведь не имеет допуска к самостоятельной работе, до тех пор, пока он не закончил свою стажировку, пока в его свидетельство диспетчера не поставили печать с допуском к самостоятельной работе.»

ВОПРОС

Может ли диспетчер-стажер быть субъектом преступления и нести уголовную ответственность по части 3 статьи 263 Угловного кодекса России? 

ОТВЕТ

Да, может.

Чтобы у нас с вами, дорогие читатели, было полное взаимопонимание, предлагаю для начала ознакомиться с содержанием этой самой статьи 263 Уголовного кодекса России «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 195-ФЗ):

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ)

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 № 26-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Внимательное чтение диспозиции статьи 263 Уголовного кодекса России позволяет говорить о том, что субъектом преступления является лицо, которое обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта:

  •  в силу выполняемой работы или
  • занимаемой должности

Как мне показалось из сообщений СМИ, трагедия произошла в тот момент, когда с «Вышки» осуществлялось управление движением воздушного судна при его выруливании с линии предварительного старта до набора установленной высоты. Предположу, что эта работа выполняется лицами, которые замещают должность «диспетчер стартового диспетчерского пункта».

Диспетчер стартового диспетчерского пункта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.01.2009 № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»:

«<…> Обеспечивает безопасность полетов при непосредственном обслуживании воздушного движения и поддержание упорядоченного самолетопотока в установленных границах ответственности стартового диспетчерского пункта, стартового диспетчерского пункта местных воздушных линий, вспомогательного стартового диспетчерского пункта. Доводит до экипажей воздушных судов запреты и ограничения полетов, осуществляет контроль за их выполнением. Рассчитывает и обеспечивает необходимые безопасные интервалы взлета воздушных судов, отсутствие на взлетно-посадочной полосе других воздушных судов и иных препятствий. <…> «

Первая обязанность диспетчера стартового диспетчерского пункта — обеспечить безопасность полетов.

Однако чтобы быть диспетчером, нужно занимать эту должность, имея многочисленные допуски к работе.

Кто же такой диспетчер-стажер? Это что, любой желающий с улицы?..

Конечно же нет.

В Приказе Минтранса России от 14.04.2010 № 93 «Об утверждении Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала» сказано следующее:

<…> 11. К стажировке допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в области управления воздушным движением, а также лица, прошедшие курсы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида деятельности «Диспетчер УВД», имеющие соответствующие документы об образовании.

После окончания стажировки работодатель готовит на указанных лиц представления в соответствующую квалификационную комиссию для прохождения проверки уровня подготовки для получения свидетельства диспетчера УВД, квалификационной отметки третьего класса классной квалификации и первоначального допуска к УВД.

12. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяется диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. На каждого диспетчера-стажера ведется дневник, программа и план стажировки. Объем стажировки определяется приложением к настоящему Порядку. <…>»

Иными словами, диспетчер-стажер выполняет на стажировке должностные обязанности диспетчера под контролем инструктора. И то, что старший коллега обязан контролировать действия новичка, еще не означает, что стажер не обязан обеспечивать безопасности полетов ровно таким же образом, как если бы он был бы вовсе не стажер, о тот, кто занимает должность диспетчера.

Поэтому есть все основания говорить, что в терминологии статьи 263 Уголовного кодекса России диспетчер-стажер и есть то самое лицо, которое обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта в силу выполняемой работы.

По этому вопросу еще в советские годы сложилась судебная практика. Субъектом преступления за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта являются не только штатные работники транспортной организации или предприятия, но и лица, проходившие стажировку, если они исполняют обязанности, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Так, при рассмотрении уголовного дела по обвинению М., который был стажером второго помощника капитана, Верховный Суд РСФСР подтвердил обоснованность привлечения его к уголовной ответственности за совершение транспортного преступления (см.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. — 1991. — № 6. С. 7).

Понятно, что в отличие от автомобильного транспорта, которым, как правило, управляет одно лицо, в управлении движением транспортными средствами на железной дороге, в авиации, на морском и речном транспорте принимает участие множество лиц, выполняющих различные функции.

В условиях множественности субъектов управления суд будет детально выяснять, за выполнение каких конкретно функций отвечает каждый работник, за какие действия он несет персональную ответственность.

Vnimanie_Opasnost_prochie_opasnosti_Abali.ru_

Понимая, что эта заметка, скорее всего, разлетится по всяким разным интернет-ресурсам, хочу отдельно и особенно подчеркнуть для неюристов следующее.  

Я рассмотрела только один из элементов состава преступления.

Поэтому мое утверждение, что «да, диспетчер-стажер может быть привлечен к уголовной ответственности», не означает, что Светлана Кривсун будет привлечена к уголовной ответственности.

Для того, чтобы лицо, совершившее деяние, обладающее признаками преступления, было привлечено к уголовной ответственности, необходимо наличие всех 4 элементов состава преступления:

  1. Субъект преступления;
  2. Объект преступления;
  3. Объективная сторона преступления;
  4. Субъективная сторона преступления.

Случившееся для всех — большая трагедия. В этой связи хотела бы выразить соболезнования, а также сказать слова поддержки всем тем, кого так или иначе затронула катастрофа. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *