Россия и ЕС сбрасывают грузы

Источник: КоммерсантЪ, №105 от 23.06.2014

Автор: Елизавета Кузнецова

Воздушные грузоперевозки могут остановиться

Минтранс РФ и Еврокомиссия не смогли договориться о новых правилах авиабезопасности для перевозки грузов. Это грозит полной остановкой грузопотока и почты в Европу уже с 1 июля. Минтранс хочет попросить Брюссель отсрочить введение правил или остановить грузовой авиатранзит через Россию для ЕС.

Замминистра транспорта Валерий Окулов провел совещание по введению с 1 июля регламента ЕС по авиабезопасности для грузоперевозок. Через неделю выгружать грузы в ЕС смогут лишь компании, получившие статус «перевозчика из третьих стран». Для этого нужно согласовать с Брюсселем программу мер безопасности для грузов и почты, а валидатор из ЕС должен проверить аэропорты отправки грузов на соответствие требованиям. Они должны дать детальную информацию об инфраструктуре и системах охраны. По данным «Ъ», услуги валидатора стоят более €200 тыс. Минтранс сохраняет жесткую позицию в отношении регламента. «Россия не намерена проводить дополнительные проверки или предоставлять закрытую информацию, аэропорты и перевозчики регулярно проходят проверки в ICAO и IOSA, которых достаточно»,— говорит один из собеседников «Ъ». Но в текущей ситуации Минтранс решил попросить у ЕС отсрочки на время переговоров.

За это время Москва хочет добиться от ЕС включения России в «зеленый список» — соглашение об авиабезопасности, позволяющее перевозчикам получить статус и летать в ЕС без дополнительных проверок.

Еще зимой Россия направляла в ЕС письмо, предлагая подписать документ на основе протокола о сотрудничестве России и США в области авиабезопасности. Речь идет об обмене данными об угрозах безопасности, периодических оценках безопасности аэропортов и разработке совместных мер, но ответа не последовало, рассказал один из источников «Ъ». Теперь Москва, по его словам, грозится закрыть доступ европейским перевозчикам, летящим транзитом через Россию или выгружающим здесь грузы.

В Минтрансе добавили, что для консультаций Россия пригласила главу директората Еврокомиссии по воздушному транспорту Мэттью Болдуина. Источники «Ъ» говорят, что встреча состоится до конца июня. В ЕК «Ъ» лишь сообщили, что ведут «переговоры технического характера с третьими странами, в том числе с Россией», не раскрыв подробностей. «Перевозчикам, не успевшим пройти валидацию по объективным причинам, придется просить отсрочку у властей государства, к которому тот прикреплен»,— добавили в ЕК. Каждая иностранная авиакомпания «прикреплена» к какому-либо государству ЕС, авиавласти которой осуществляют в отношении ее контрольные функции (сам ЕС, не являясь государством, таких возможностей не имеет).

Но сдвинуть сроки валидации пока удалось только грузовой компании «Атран» (входит в группу «Волга-Днепр»). «Власти Швеции пошли навстречу, продлив сроки на полгода»,— сообщил «Ъ» один из источников в материнской компании. Документы на валидацию отправила только «ЮТэйр», чем вызвала недовольство российских авиавластей, рассчитывавших на «согласованную позицию», рассказали «Ъ» участники совещания. Пресс-служба компании на запрос «Ъ» не ответила. Источник в «Волга-Днепре» говорит, что компании группы «предпринимают все от них зависящее» для продолжения работы после 1 июля. «Если ЕС пойдет на крайние меры, есть риск полной остановки бизнеса на одном из ключевых рынков, приносящих основную выручку»,— говорит источник «Ъ» в «Волга-Днепре». Компания не публикует финансовые результаты, но в 2012 году ее вице-президент Сергей Шкляник оценивал выручку в $1,8 млрд. В «Аэрофлоте» на запрос «Ъ» не ответили, в «Трансаэро» и «Сибири» (работает под брендом S7) отказались от комментариев. Из-за остановки транзита убытки могут понести и аэропорты, выручку от технической посадки источник «Ъ» оценил в $20 тыс. В Шереметьево и Внуково пояснили, что выполнят решения авиавластей России, в Домодедово отказались от комментариев.

Старший юрист-аналитик адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева поясняет, что ЕС имеет право требовать выполнения своего регламента, даже несмотря на проверки ICAO и прочих организаций. Выходом могло бы стать проведение переговоров с каждой страной ЕС в отдельности, но очевидно, что на это уже нет времени. По мнению юриста, логичным шагом была бы отсрочка, чтобы стороны успели заключить межправсоглашения, а авиакомпаниям больше не пришлось бы просить аэропорты предоставлять закрытую информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *