Авиабилеты идут на посадку

Источник: Вести ФМ

Федеральная антимонопольная служба потребовала от крупнейших российских авиакомпаний усовершенствовать систему продаж билетов, чтобы тарифы в день вылета снижались, а не росли. Срок дан до 15 мая. После этого регулятор сможет возбудить дело против авиаперевозчиков о навязывании условий. Будут ли билеты дешевле? С подробностями — экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Павел Анисимов.

Тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения даты вылета при низком спросе и невысокой наполняемости самолёта, заявляют в Федеральной антимонопольной службе. Сегодня ситуация иная: стоимость билетов только растёт — независимо от количества свободных мест. ФАС усмотрела в этом ущемление интересов пассажиров, говорит глава ведомства Игорь Артемьев:

«Когда спрос на билеты падает, компании продолжают держать высокие цены, не снижая их, хотя летают при этом с пустыми креслами. Все законы экономики и антимонопольный закон говорят: вы должны вместо того, чтобы летать с пустыми креслами, снижать цены, чтобы заполнить их».

Предупреждение разослано восьми крупнейшим перевозчикам, в том числе «Аэрофлоту», «Трансаэро» и UTair. Если они не согласятся с требованиями, регулятор может возбудить дело против авиаперевозчиков о навязывании условий потребителям, считает старший юрист адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева:

«Установление факта нарушения антимонопольного законодательства может повлечь в последующем привлечение к административной ответственности. Предусмотрены соответствующие денежные штрафы. Штрафы, как правило, очень больших размеров. Но решение антимонопольного органа ещё не является решением последней инстанции».

Чтобы выполнить требования ФАС, авиаперевозчикам придётся пересмотреть систему раннего бронирования перелётов, опасаются эксперты. Сейчас билеты за несколько месяцев до вылета продаются по цене ниже себестоимости. Выйти «в ноль» помогают более дорогие билеты, которые предлагаются ближе к дате рейса. Рентабельность авиаперевозок в России находится в пределах трёх процентов. Инициатива антимонопольщиков нанесет серьезный удар по авиационной отрасли, говорит заместитель директора компании «Регион» Анатолий Ходоровский:

«У нас есть одна авиакомпания, которая пробовала эту модель. У неё и с продажами, и с экономикой очень сложно и плохо. Во всём мире, чем дальше от вылета, тем дешевле билет. И это абсолютно логично, потому что в таком случае потребитель кредитует компанию, он ей даёт деньги вперёд. И очень странно, когда ФАС вдруг начинает диктовать компаниям глубину продаж, тем более на нерегулируемых тарифах».

В качестве контраргумента антимонопольная служба приводит опыт РЖД. Не так давно там ввели схожую систему динамического ценообразования на поездки в купе. В итоге перевозчик не проиграл, а даже получил прибыль. Государство готово поддержать и авиакомпании. На этой неделе Госдума одобрила в первом чтении продажу невозвратных авиабилетов, на которых перевозчики теряют до 40 миллиардов рублей в год. Также депутаты разрешили нанимать иностранных пилотов. Всё открывает путь для создания российских лоукостеров. Ответный ход — снижение цен на билеты — за авиакомпаниями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *